Форум » ФИЛЬМОГРАФИЯ » "Из пламя и света", 2007г. » Ответить

"Из пламя и света", 2007г.

Архивариус: Cериал «Из пламя и света» Страна: Россия Год: 2006 - 2007, выпуск - 2008 Серий: 5 Жанр: костюмный, драма, мелодрама, исторический Краткое содержание: Биографический фильм о великом русском поэте... В сериале создатели не раскапывают скандальные подробности из жизни поэта, а сооружают остросюжетное кино с погонями и дуэлями. Акцент сделан на психологических мотивах поведения героев, на исторической достоверности событий. Режиссёр: Нана Джорджадзе Сценарий: Александр Червинский Оператор: Дмитрий Квирикадзе Производство: киностудия "Шанс" Продюсер: Сергей Жигунов Актерский состав: Юрий Чурсин .................... Михаил Лермонтов Александр Абдулов .......... Дед Лермонтова Ирина Бразговка .............. Бабушка Елизавета Арсеньева Ольга Тимофеева ............. Мать Лермонтова Анатолий Лобоцкий .......... Отец Лермонтова Максим Радугин ................ Алексей Столыпин Станислав Бондаренко ..... Мартынов Дмитрий Исаев Ксения Буравская Екатерина Крупенина Тихон Котрелев Антон Эльдаров Анна Ардова ..................... Ключница Дарья Дэвид Бергер .................... Михаил Лермонтов в возрасте 3-х лет Фотографии: "Женский журнал Женский клуб" Другие фильмы с участием С.В. Жигунова

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Евгения adm: ИА REGNUM » Новости » В Пятигорске идут съемки биографического фильма о Лермонтове (Ставрополье) В городе-курорте Пятигорске киностудия "Шанс" приступила к съемкам кавказского блока 5-серийного биографического фильма под рабочим названием "Мишель Лермонтов". Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора съемочной группы Иван Лукашов, основные съемки уже проведены в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Однако фильм будет неполным без кавказского периода. Сейчас в доме-музее Лермонтова в Пятигорске установлены декорации, съемочная группа также выбирает места старых улиц и загородных площадок для постановки натурных сцен. Работа продлится до 5 июля, после чего съемочная группа отправится в Москву завершать монтаж фильма. Фильм будет состоять из пяти серий, длительностью по 45 минут. Продюсером проекта выступил Сергей Жигунов, режиссер Нана Джорджадзе, сценарист Александр Червинский, оператор-постановщик Михаил Квирикадзе. В группу, прибывшую в Пятигорск, вошли преимущественно молодые актеры. Это связано с тем, что Лермонтов был в Пятигорске и погиб молодым и круг его общения был соответствующим. Роль поручика Тенегинского полка исполняет московский театральный актер Юрий Чурсин. Среди известных артистов в фильме задействован Александр Абдулов, сыгравший дедушку поэта. Ожидается, что фильм выйдет в прокат к весне 2007 года. Напомним, что это уже вторые съемка за последнее время, сделанные в Пятигорске. Осенью 2005 года в доме-музее Лермонтова, а также в Кисловодске на Кольцевой горе прошли съемки фильма "Герой нашего времени", по роману великого поэта. Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/643629.html 10:01 22.05.2006 Сообщение перенесено из темы Пресса

Евгения adm: Леонид ДМИТРИЕВ, Наталья БОБРОВА «Мишель Лермонтов» – так называли в петербургских и московских салонах сосланного на Кавказ за стихи на смерть Пушкина молоденького поэта. Таково же рабочее название пятисерийного биографического телефильма, основные съемки которого уже проведены в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, а сейчас проходят и на Кавказе. В Доме-музее Лермонтова в Пятигорске установлены декорации, съемочная группа также выбирает места старых улиц и загородных площадок для постановки натурных сцен. Фильм будет состоять из пяти серий, длительностью по 45 минут. Продюсером проекта выступил Сергей Жигунов, режиссером Нана Джорджадзе. Сценарист Александр Червинский, оператор-постановщик Михаил Квирикадзе. Александр Абдулов сыграет дедушку поэта. Ожидается, что фильм выйдет в прокат к весне 2007 года. 09.08.06г. источник: "Вечерняя Москва" Сообщение перенесено из темы Пресса

Евгения adm: Мишель Лермонтов - съемки завершены Закончились съемки последней, «пятигорской» части биографического сериала Мишель Лермонтов. Осенью прошлого года на Кавминводах уже снимали фильм «Герой нашего времени». А скоро зрители смогут увидеть историю жизни самого Лермонтова. Съемки прошли в Москве, Подмосковье, Петербурге. Пятигорская серия снималась в доме-музее поэта, на некоторых обветшалых улочках и, конечно же, в красочных окрестностях города. Авторы постарались приоткрыть завесу тайны, окружающую многие периоды жизни великого поэта. Им предстояла сложная работа. Особенно не позавидуешь артисту, исполнившему главную роль. Войти в образ одной из самых загадочных, неоднозначных и непонятых фигур российской литературы, на время стать нравственным максималистом и разочарованным мечтателем - задача на пять с плюсом. Справился ли? Скоро узнаем. В роли поэта - хорошо известный театральному миру Юрий Чурсин. А популярность ему принесла главная роль в сериале «Хиромант». Дедушку Лермонтова сыграл Александр Абдулов. Продюсером проекта выступил Сергей Жигунов, а режиссером стала Нана Джорджадзе. Премьера должна состояться осенью на Первом канале Copyright © 2004-2006 21.08.06г. Женский журнал Interlinks.ru Сообщение перенесено из темы Пресса


Архивариус: КП на Северном Кавказе (16.06.06) В Пятигорске снимают фильм о Лермонтове Вот уже несколько дней вокруг Дома-музея Лермонтова в Пятигорске образовалась большая съемочная площадка. Повсюду таблички - "Мосфильм". Рабочие засыпают асфальт гравийной смесью для исторической правдоподобности. А на радость многочисленным зевакам из числа местных жителей и отдыхающих, разгуливают казаки, дамы в капорах и кринолинах, офицеры в черкесках. Фильм снимают по заказу правительства Москвы, его рабочее название "Мишель Лермонтов". Снимаются сразу две версии - одна предназначается для кинопроката, вторая - 5-серийный фильм - для телевидения. Часть фильма отснята в Москве и Санкт-Петербурге. Сюда, на Кавминводы, приехали снимать последние месяцы жизни поэта. Но именно этот период - основа киносюжета. А вот детство и юность представлены как вставки-воспоминания о сложных взаимоотношениях родных поэта. - Семья, в которой отец ненавидит мать, бабушка ненавидит дедушку, и все ненавидят друг друга. В таком окружении растет Мишель - изысканный, тонкий, нервный, возвышенный, - описывает своего главного героя режиссер - лауреат Каннского кинофестиваля Нана Джорджадзе. - При этом он совершенно не умеет общаться с людьми, не выносит ни малейшей фальши, не прощает глупости. Главную роль исполняет Юрий Чурсин - молодой актер, хорошо известный столичным театралам. Российским зрителям он знаком по фильму "Хиромант". Вообще, в фильме заняты в основном очень молодые люди, 22 - 27 лет, то есть того же возраста, что и персонажи - Лермонтов и его друзья. Нана Джорджадзе специально искала "незасвеченные" лица. Как рассказал корреспонденту "КП" второй режиссер Геннадий Перес, "Мишель Лермонтов" будет готов уже к августу. Пока неизвестно точно, когда его покажут - зависит от заказчика. Скорее всего, это произойдет уже в октябре, с началом нового телевизионного сезона. МЕЖДУ ТЕМ Поселились "киношники" в одном из пансионатов Пятигорска. Съемки идут с утра до позднего вечера. Тут же, на рабочем месте, ребята завтракают, обедают и ужинают. Тем не менее, город-курорт и его историческую атмосферу гости оценили достаточно высоко: "Здесь нужно снимать мелодрамы!" Cофья ЛЕБЕДЕВА Государственная дума ставропольского края

Архивариус: Открытая газета №23 (260) от 13-20 июня 2007 г. Кавказский графоман Все сюжеты для своих блестящих историй известный сценарист Ираклий Квирикадзе берет из жизни Грузинский сценарист и режиссер Ираклий Квирикадзе приехал на кинофестиваль «Золотой витязь» в последний день его работы. Оказалось, что не зря - его документальный фильм «Святой Георгий» был признан лучшим в своей номинации. Широкой публике это имя не сильно известно, но профессионалы всего мира знают его прекрасно. По сценариям Ираклия Квирикадзе сняты нашумевшие в свое время фильмы «Лимита», «Андерсен, жизнь без любви», «Лунный папа», «1001 рецепт влюбленного повара» и многие другие. А сейчас на Первом канале с большим успехом транслируется телесериал «Печорин» по сценарию Квирикадзе, с Игорем Петренко в главной роли. Корреспонденту «Открытой» удалось задать несколько вопросов знаменитому сценаристу. - Ираклий Михайлович, вы впервые в Кисловодске? - Нет, я бывал здесь и раньше, в детстве меня сюда привозили родители, здесь в Кисловодске я первый раз влюбился… Помню, что это маленький, уютный, очень красивый провинциальный город. Честно сказать, я рад, что «Золотой витязь» в этом году проходит на Северном Кавказе. Я люблю Ставропольский край, здесь живет много моих друзей. - У вас всегда много сценариев в работе? - Очень много. Я трудоголик и никак не могу избавиться от этой «дурной привычки». Все время пишу – даже в Кисловодск привез с собой ряд работ. Сейчас делаю для французов фильм с участием знаменитого комика Пьера Ришара о Деде Морозе. Будет такая совместная франко-российская детская картина. За сценарии для детских фильмов я никогда еще не брался, поэтому работаю с увлечением. Это сказочная феерическая история о маленьком мальчике, у которого мама уехала в Париж искать красивую жизнь, ребенок остался один и очень тосковал. От отчаяния мальчик решил написать письмо Деду Морозу в надежде, что хоть он поможет ему вернуть маму. Русский Дед Мороз переслал французскому Пьеру Ноэлю (так называют Деда Мороза французы) это сообщение. Чем все закончится, рассказывать не буду. Эта светлая новогодняя сказка выйдет в прокат в 2008 году, называться картина будет «Пьер Ноэль». - В прошлом году ваша знаменитая жена, режиссер Нана Джорджадзе снимала в Пятигорске фильм «Мишель Лермонтов», повествующий о малоизвестных фактах из жизни великого поэта. Фильм должен был появиться на экранах весной, но мы его так и не увидели, когда же премьера? - «Мишель Лермонтов» - очень удачная работа. Питерский театральный актер Юрий Чурсин прекрасно справился с ролью Лермонтова. Картину «Мишель Лермонтов» купил какой-то из центральных каналов – то ли Первый, то ли РТР. Осенью она выйдет на экраны. Сейчас идет «Печорин», продюсеры решили «не перекармливать» людей классикой. - Вы как автор сценария вмешиваетесь в выбор актеров, утвержденных на главные роли? - Режиссеры со мной не всегда советуются. Наверное, только в фильмах Наны Джорджадзе к моему слову прислушиваются (смеется). Хотя, когда снимался фильм «Лимита», я настоял, чтобы главные роли исполнили никому неизвестные в то время актеры Евгений Миронов и Владимир Машков. Сейчас они просто мегазвезды! А то, что первый раз засветились в «Лимите», никто уже и не вспоминает. - Говорят, вы вместе с Никитой Михалковым собираетесь снимать фильм о жизни Александра Грибоедова… - Да, это будет очень дорогостоящий проект - полнометражный трехчасовый фильм. Мы написали сценарий к нему еще в 84-м году. Грибоедов - значительная фигура в русской истории и литературе. Это была очень яркая личность: и поэт прекрасный, и дипломат выдающийся. Да и в «клубке» кавказских проблем того времени он играл большую роль. Он был человеком упрямым и принципиальным – поэтому и погиб. Мне кажется, что России не хватает сейчас таких Грибоедовых. - На «Золотом витязе» вы представляли фильм «Святой Георгий», почему решили обратиться к документальному кино? - Случайно решил себя попробовать в этом деле. Меня попросили сделать сценарий, а я решил еще и в качестве режиссера выступить. Честно говоря, не ожидал, что получу «Витязя» в номинации «За лучший документальный фильм». Мы рассказали всю правду об этом человеке-победителе, основываясь на документальных фактах. - Вы постоянный гость «Кинотавра», в этом году поедете? - Я хотел бы поехать, слышал, что программа конкурсная великолепная, но я из Кисловодска еду сразу на съемки к своей Нане. Она работает сейчас в Батуми, снимает свой новый фильм. - Откуда у вас столько идей для создания новых фильмов? - В основном я беру за основу грузинские истории и придумываю детали. Иногда надеюсь на свою фантазию в зависимости от сюжета. Когда, например, я занимался сценарием последнего фильма Эльдара Рязанова «Андерсен, жизнь без любви», то изучал архивы, «раскапывал» всевозможные интересные факты о писателе. - Говорят, сюжет фильма «1001 рецепт влюбленного повара», который номинировался на «Оскар» за сценарий, это история из вашего детства… - Так и есть. Она произошла в провинциальном городке моего детства. Так вот, это история о пожилом французском кулинаре, который приехал в Грузию и влюбился в молодую грузинскую княжну. Открыл ресторан, процветал, но пришла революция — ресторан сожгли, повара-француза переселили на чердак, а внизу красногвардейцы устроили солдатскую столовую. Оттуда доносились скверные запахи, которые истинный гурман просто не мог вынести. А поскольку он был уже так стар и немощен, что не спускался с чердака, то на бельевой веревке опускал вниз пикантные рецепты своему пролетарскому коллеге-повару. Это достоверная история, которую я запомнил с детства. А вот история, которая легла в основу другого фильма. У соседа-милиционера непонятно от кого забеременела дочка. Ее провожал заезжий актер, которого след простыл. Для грузина, тем более милиционера, обесчещенная дочь — страшный позор. Он посадил ее на мотоцикл и поехал по округе в поисках обидчика, ворвался во время спектакля на сцену, пытаясь задушить подлеца. В итоге оказалось, что растлителем был совсем другой человек. Я рассказал эту историю продюсеру, она ему так приглянулась, что позднее по этому сценарию сняли известный фильм «Лунный папа». - Вы, наверное, Литературный институт оканчивали… - Нет, я учился на режиссерском факультете, но графоманство любил всегда. Даже когда работал как режиссер, всё время хотелось бросить камеру, уйти со съемочной площадки, забыть об актерах, их бесконечных капризах… Руки, что называется, сами просились к перу, перо к бумаге. И судьба подбросила мне шанс. Так случилось, что существовавшая в советские времена организация «Госкино» изъяла из проката мой фильм «Пловец» «за неправильный образ мышления». Для меня в то время это была огромная обида - я считал, что меня публично отхлестали по щекам. После я стал писать, писать, писать… Эта графомания преследует меня по сей день. - Я знаю, что вы кроме сценариев занимаетесь еще и монтажом некоторых фильмов. В частности, вы работали над картиной «Вокальные параллели» с гением оперной сцены Эриком Курмангалиевым в главной роли… - А монтажу я учился во ВГИКе, у замечательного педагога Иосифа Давидовича Гордона. Он меня очень хвалил, а когда ты еще никто, это чрезвычайно важно, согласитесь, и я полюбил монтаж всей душой. Ночи проводил в монтажной, изучал, как «клеют» пленки. Могу вам сказать, что с помощью правильного монтажа можно исправить неточности и шероховатости в картине. Даже плохую игру актеров сделать лучше. - У вас киношная семья: жена - режиссер, сын – оператор. С Наной вы в институте, наверное, познакомились? - В институте, но только я уже был преподавателем, а она пришла ко мне на курс учиться. Нана была отчаянной сорвиголовой в юности. Занималась мотоспортом, выигрывала чемпионаты Грузии по мотогонкам. Как в такую не влюбиться? У меня была машина, и она взялась обучать меня вождению. Однажды мы уехали после лекций на Тбилисское море, вокруг которого было шоссе, протяженностью в тридцать километров. Перед тем как сесть за руль, я решил похвастаться, что смогу пробежать это расстояние. Нана рассмеялась. Я вышел из машины и побежал, а она потихонечку ехала за мной на машине. Длилось это мучение больше двух часов. Под конец я уже зубами хватался за воздух, чтобы не упасть. Добежал. Это была моя большая победа. В тот же вечер я сделал Нане предложение. Вот с того дня наш совместный марафон и продолжается…. Беседовала Элла ДАВЫДОВА

Архивариус: «АиФ Северный Кавказ», № 28 (668) от 12 июля 2006 г. В ролях — звезды и провинциалы «Мишель Лермонтов» — рабочее название киноленты, съемки которой ведет на Кавминводах творческая группа Наны Джорджадзе. Ее тонкая режиссерская органика позволяет почувствовать сквозь призму времени вневременные чувства Человека и Поэта. Съемки начались в прошлом году в Москве и Санкт-Петербурге, работа над финалом завершается в Пятигорске, где Михаил Юрьевич провел два последних месяца своей жизни. Чернила выгорают, но рукописи не горят Кинематографисты «Мосфильма» работают в напряженном графике: днем и ночью. Удивительный бал в «Гроте Дианы» снимали июньскими ночами, эпизоды в кисловодском парке, пережидая назойливый дождь. Были и другие трудности. Но выручают творческий заряд и мощный потенциал искренности Н. Джорджадзе. Потому есть уверенность, что картина будет стоящей. Так считает и директор Государственного музея-заповедника «Домик Лермонтова» Ирина САФАРОВА: «Воплощать два последних месяца жизни Лермонтова, где за яркой и насыщенной светской жизнью скрывалась напряженная работа над самыми глубокими стихотворениями («Пророк», «Выхожу один я на дорогу…»), очень интересно». На площадке, где царят понимание и уважение к поэту, рождается действительно большое кино. Помогает и атмосфера, которая сохраняется в лермонтовском музее. Кстати, в картине задействованы подлинные вещи Михаила Юрьевича. Как рассказал главный хранитель «Домика Лермонтова» Николай МАРКЕЛОВ, предполагается, что в фильме будет сцена, в которой мы увидим рисующего поэта. Лермонтов, как известно, мастерски писал портреты и пейзажи. Вот только рисунки — точные копии оригиналов (авторские работы поэта хранятся за семью печатями в специальном хранилище: орешковые чернила, которыми в то время пользовались, очень быстро выгорают). В фильме в основном заняты молодые актеры — за ними нет шлейфа «знакомого лица из сериала». Хотя одно любимое лицо в фильме будет — именитый Александр Абдулов сыграл деда поэта. Жители Кавминвод увидят на экране и своих земляков: в ряде эпизодов заняты местные знаменитости — телеведущая Светлана Ляшенко, поэт Виктор Полозенко, дирижер Лев Шабанов и хореограф Татьяна Шабанова. А 15-летняя пятигорская школьница Аня Кондрат играет младшую дочь генерала Верзилина, Грушеньку. Елена ЕВДОКИМОВА

Архивариус: Перенесено cообщение: 22.08.06 10:57 (Евгения adm СМИ/ПРОЕКТЫ) 21 Августа 2006 [18:53] - Day.Az Грузинский режиссер Нана Джорджадзе снимает пятисерийный телевизионный фильм о жизни русского поэта Михаила Лермонтова. Сосланного на Кавказ молодого поэта в свое время в салонах Москвы и Петербурга именовали «Мишель Лермонтов», именно так и называется телесериал. Режиссер-постановщик сериала - также грузин Дмитрий Квирикадзе. Съемки первых четырех серий фильма прошли в Москве и Санкт-Петербурге, а 5-я серия снималась на Кавказе, в Пятигорске, в доме-музее Лермонтова. Продюссером фильма является Сергей Жигунов, автором сценария - Александр Червинский. Авторы фильма отмечают, что хотят представить зрителям малоизвестные факты из жизни и творчества Лермонтова. Главную роль исполняет молодой московский актер Юрий Чурсин, известный по фильму «Хиромант». Роль деда поэта играет известный актер Александр Абдулов. Вообще, в фильме заняты в основном молодые люди, 22 - 27 лет, то есть того же возраста, что и персонажи - Лермонтов и его друзья. «Мишель Лермонтов» будет показан в эфире первого канала российского телевидения в начале будущего года. /GHN/

Архивариус: Фотоальбом Юрия Чурсина

Архивариус: Перенесено сообщение: 04.02.07 17:54 (irma/СМИ/ПРОЕКТЫ) Близится к финалу работа над пятисерийным телевизионным фильмом «Из пламя и света…» (производство студии «Шанс»), первоначально заявленной под названием «Мишель Лермонтов». Работа над титрами и чистовая сборка материала завершены. Илья Шарапов заканчивает сложный этап «чистки» материала, без которого просто не обойтись при съемке исторических картин. Провода, кондиционеры и дорожные знаки исчезают – в кадре остается XIX век. Параллельно Александр Екимов работает над цветокоррекцией. Продюсером поставлены весьма жесткие сроки – до 20 января фильм должен быть сдан. Источник: сайт киностудии «Иллюзион» http://illuzia.ru/Nastudii.htm

Архивариус: Перенесено сообщение: 07.02.07 16:23 (irma/СМИ/ПРОЕКТЫ) «Из пламя и света…» («Мишель Лермонтов») Будущий великий поэт растет в семье, где все ненавидят друг друга: отец "ненавидит мать, бабушка - дедушку. В итоге Мишель становится неуравновешенным и жестким. Он совершенно не умеет общаться с людьми, не выносит даже малейшей фальши, не прощает глупости. Последние недели жизни Лермонтов проводит в Пятигорске, где происходит ссора с Мартыновым и дуэль, оборвавшая его жизнь. Создатели фильма не раскапывают скандальные подробности из жизни поэта. Акцент сделан на психологических мотивах поведения героев и на исторической достоверности событий. Лермонтов обладал непростым и жестким характером, хотя в своей поэзии он предстает совершенно другим. Главную роль в фильме сыграл Юрий Чурсин («Хиромант»), а первый герой-любовник страны Александр Абдулов стал его дедушкой. Бабушку Лермонтова, Елизавету Арсеньеву, сыграла Ирина Бразговка. Ее героиня — ярчайшая представительница русской аристократии, женщина сильная и решительная. Кстати, силу актрисе пришлось применить и в реальности, когда ее чуть не избил экранный внук. Произошло это во время съемок сцены, где бабушка и отец маленького Мишеля (Анатолий Лобоцкий) буквально вырывают друг у друга ребенка. Юный актер Дэвид Бергер, сыгравший трехлетнего мальчика, вдруг отказался сниматься. «Времени на раздумья у нас не было. Я без колебаний схватила его в охапку и потащила в комнату — так надо было по сценарию. А мальчишка стал выры-ваться, кусаться. Я после этой съемки была вся в синяках», — рассказала Ирина. В фильме занято много молодых актеров: Дмитрий Исаев («Бедная Настя»), Ксения Буравская («Хиромант»), Екатерина Крупенина («Мужская работа»), Тихон Котрелев («Зона»), Антон Эльдаров («Солдаты»). продюсер - Сергей Жигунов режиссер - Нана Джорджадзе в ролях: Юрий Чурсин, Александр Абдулов, Ольга Тимофеева, Анатолий Лобоцкий, Анна Ардова, Ирина Бразговка, Антон Эльдаров, Стас Бондаренко, Сайд Багов, Екатерина Крупенина, Ксения Буравская, Максим Радугин, Иван Ролдугин Источник: Телесемь - Антенна

Архивариус: 13.10.2007 Из блогов Юрия Чурсина. Вопрос: ...подскажите, пожалуйста, когда на экран выйдет сериал "Мишель Лермонтов" ? Фильм снят давно,а его всё никак не выпустят. Спасибо. Юрий Чурсин: В этом году,выход на российские экраны многосерийного фильма "Мишель Лермонтов",не предвидится. Технические причины.

Забава: Что-то я не пойму. На фотографии - сцена дуэли. А кто с кем стреляется? Дуэль Мартынова и Лермонтова состоялась в июле 1841 г. Намек на дуэль Пушкина? Так они с Дантесом до рубах не раздевались...

Евгения adm: Надо посмотреть фильм, тогда поймём...

Забава: Евгения adm пишет: Надо посмотреть фильм, тогда поймём... Ох, когда же?!

Евгения adm: Диск с фильмом я видела в руках у работника студии Пеликан ещё летом прошлого года. Заметила одну тенденцию фильмов студии (за последнее время), реклама задолго опережает выход в прокат фильма. Зритель успевает "перегореть", как лошадь на старте...

kamila1: Об этом фильме Жигунов все сказал в интервью РБК.

Nulin: kamila1 пишет: Об этом фильме Жигунов все сказал в интервью РБК. Интервью от 7 декабря, 2007, канал РБК, программа "Синемания". Расшифровываю кратко (Камила поправьте, если ошибусь, не очень хорошо помню): после того, как на ОРТ прошел телесериал "Печорин", руководство ТВ не хочет показывать второй фильм такой же тематики. Опасаются не привлечь зрителя. ps. Так что, пилИте, Забава, пилИте....

kamila1: Тоже примерно, по смыслу. Он сказал еще, что каждая удачная экранизация привлекает к подобному, а неудачная - отталкивает. В общем, подождите юбилея Лермонтова и тогда покажем. Кстати, фильм-то действительно видимо спорный, судя по режиссеру и ее манере снимать - где-то было высказывание Чурсина на эту тему (что-то вроде: актер и не должен знать содержание сценария- приходи и играй просто эмоции).

jiva: А сериал то на DVD вышел и уже есть в наличии на Ozone.

Nulin: Немного о названии фильма М.Ю.Лермонтов *** Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья. Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово; Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду. Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу. 1840 Рассказ редактора журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского: «...„А кстати вот тебе новое стихотворение“, — Лермонтов вынул листок и подал мне. Это было «Есть речи — значенье...». Я смотрю и говорю: «Да здесь и грамматики нет — ты ее не знаешь. Как же можно сказать «из пламя и света»? Из пламени!» Лермонтов схватил листок, отошел к окну, посмотрел. «Значит, не годится?» — сказал он и хотел разорвать листок. «Нет, постой, оно хоть и не грамматично, но я все-таки напечатаю». — «Как, с ошибкой?» — «Когда ничего придумать не можешь. Уж очень хорошее стихотворение». — «Ну черт с тобой, делай, как хочешь», — сказал Лермонтов». В воспоминаниях писателя и журналиста И. И. Панаева, находившегося в это время в кабинете Краевского, подтверждается этот рассказ и подробнее интерпретируется одна деталь: Лермонтов пытался исправить центральную строку: «...обмакнул перо и задумался. Так прошло минут пять. Мы молчали. Наконец Лермонтов бросил с досадой и сказал: „Нет, ничего нейдет в голову. Печатай так, как есть, сойдет с рук...“» По материалам Кинозал.ТV

Евгения adm: Спасибо за новую информацию! Nulin пишет: „Нет, ничего нейдет в голову. Печатай так, как есть, сойдет с рук...“» И правильно сделал. Стихи, они от высших сил...

Nulin: Вот и прошла премьера сериала. Судя по тишине, никто не смотрел или как??? Мне, к сожалению, удалось посмотреть только 15-минутный кусочек второй серии. Поэтому сказать ничего не могу и буду аппелировать к мнению интернетского сообщества. Кинопремьеры на телеканале «Культура», 12.06.08 Смотрите на телеканале «Культура» 12-14 июня в 18:30 многосерийный художественный фильм «Из пламя и света» о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. «Не встретит ответа / Средь шума мирского / Из пламя и света / Рожденное слово», - писал поэт в стихотворении «Есть речи – значенье…». Эта строчка, которая вполне могла бы послужить эпиграфом к творчеству Лермонтова, вынесена и в начало новой ленты Ираклия Квирикадзе и Наны Джорджадзе. Действие фильма разворачивается в последние два месяца жизни поэта, однако ретроспективно охватывает всю жизнь поэта, от рождения до гибели в Пятигорске. Картину нельзя назвать биографической, хотя авторы старались придерживаться исторических фактов. «Они хотели, чтобы к творчеству и к биографии великого русского поэта обратилось молодое поколение. Поэтому, конечно, здесь достаточно отчетливо звучат современные ноты, привнесены современные реалии, - рассказывает редактор Студии художественного кинопоказа телеканала «Культура» Ирина Маккавеева. - Но это нисколько не снижает уровень самого сериала». В главной роли снялся Юрий Чурсин, восходящая звезда российского кино, которого зритель знает по работам в фильме «Изображая жертву» и сериале «Хиромант». Отзывы кирилл: Честно говоря, заранее думал, что фильм не понравится. До сих пор все подобные попытки терпели неудачи. Но к моему удивлению, фильм получился вполне достойным и игра актёров весьма убедительны. Чурсин продолжает меня радовать, сыграл сложнейшую роль великолепно! Мои аплодисменты всем, кто работал над фильмом! Геннадий (Новосибирск): Спасибо авторам. Они ПОНИМАЮТ (любят) этого поэта. Фильм хорош своей будничностью, почти документальностью. Жуткая безысходность и пустота. Почти все сделано... Кто и что это вокруг...? Иногда к Нему приходит Бог... Лермонтов показан обычным живым человеком, иногда, весьма неприятным, без ненужных прикрас, "слюнявости", - с нарастающим внутренним безумием от пустоты окружения и ненужности этого мира. ledy8lev: Фильм оставил противоречивое впечатление. Первая серия - почти восторг. Потом - интерес. Потом - скучнее. И в итоге досада недокрученности СЮЖЕТА во всех отношениях. Оказывается, женская режиссерская рука! Понятно. Чурсин хорош. Нравятся мне такие. Удивительно, но фильм мне ВСЕ про меня саму объяснил. Я поняла МЕХАНИЗМ своего поведения. Увидела как бы ПРИНЦИП со стороны. Красиво (может быть) все конфликтные ситуации доводить до конца , но... бессмысленно. И ...вотще. Да. Именно. ...Вотще... Помню, моя строгая крестная учила меня произносить это слово - ВОТЩЕ. А читали мы ЛЕРМОНТОВСКИЙ ТЕКСТ. И что такое ВОТЩЕ я своим первоклассническим умом не понимала. Сейчас... вот... увидела. Со стороны. Фильм про ВОТЩЕ. Жизнь про ВОТЩЕ. А ДАР... про ВЕЧНОЕ. Да. Про вечное. Фильмы снимают. Актеры играют. Дамочки интересуются. Школьники зубрят. И... ненавидят. ВОТЩЕ.. ВАЩЕ. ПРЕВЫШЕ ВСЕГО. Понравилось : Как у ВАС с МАРТЫНОВЫМ ? -С Мартышкой ? По-прежнему! Он-глуп. Я - зол. Да, фильм при всех недостатках как-то очень ... в хорошем смысле заблужденческий, иллюзорный... Он про то, что есть нечто помимо нормы. Но как с ней справиться и как ею распорядиться. Опять вспоминается Раневская: "У меня хватило УМА так ГЛУПО прожить свою жизнь". У Лермонтова хватило гения так нелепо настаивать на пустяке. (Ремарка - Nulin) ВОТЩЕ́, нареч. Книжн. устар. Напрасно, тщетно. Я пью один; вотще воображенье Вокруг меня товарищей зовет. Пушкин, 19 октября. Гость_Дмитрий: А мне “Из пламя и света” не понравился. Концовка смазанная – пять минут до окончания фильма милый пикничок с прекрасными дамами и усачами-офицерами, сразу же дуэль с сиюминутными титрами сразу же после падения получившего пулю в живот Михаила Юрьевича, и никакого эпилога. И Юрий по моему субъективному мнению не подходит на роль великого русского поэта. Самый оптимальный вариант для выражения нигилистского и фрондерского позиционирования Чурсина - это Ставрогин в “Бесах” Достоевского. Гость_Пальна: На полуслове оборвалась мысль, на полуслове оборвалась жизнь 27-летнего поэта. По моему мнению такая концовка - это самая сильная находка режиссеров фильма. Гостю Дмитрию. ... А какой Вы хотите эпилог? Никто не был серьезно наказан, никто не написал "На смерть поэта". Он был одиноким и , главное, лишним, как его Печорин, мстил за это и проиграл в этой борьбе. Все это удалось отобразить Юрию Чурсину.Поразительно, как при явном внешнем несходстве с прототипом актеру удалось создать образ именно Лермонтова, а не Печорина или Ставрогина. Источники КИНО-ТЕАТР.ru, ЖЖ, Российское кино

Nulin: Журнал "Мужской характер" Никто не в силах изменить предначертанья свыше Девятнадцатый век, Санкт-Петербург, великосветский бал в доме графа Лаваля. Оркестр играет вальс, в медленном танце скользят улыбающиеся пары в старинных туалетах, меж ними снуют лакеи с шампанским. Горят в канделябрах свечи, искрится в бокалах золотистый напиток, обмахиваются веерами дамы. Молодой человек, затянутый в щегольской костюм, с завитыми кудрями и ухоженными усиками не спеша идет по просторному залу, раскланивается со знакомыми. За ним неотступно следит глаз кинокамеры, ведь это Эрнест де Барант. Через несколько шагов, через несколько минут он встретится с Михаилом Лермонтовым. И потом состоится дуэль. Первая, еще не смертельная, но уже отбросившая зловещую тень на судьбу поэта. И в сумерках зимнего петербургского вечера, в отблеске свечных огней на вощеном паркете вдруг покажутся на короткий миг причудливые очертания далеких и незнакомых гор. Все это еще впереди, а пока… «Стоп! Снимаем еще один дубль!» — твердый женский голос на какое-то время прерывает это неумолимое сближение двух судеб, отдаляет роковую встречу, дуэль и последующую ссылку на Кавказ. Но никто не в силах изменить предначертанья свыше, и лишь фиксируется на кинопленку то, что уже когда-то случилось, что свершилось более двух веков назад. И через несколько мгновений, через несколько минут вновь Лермонтов и де Барант пойдут навстречу друг другу. Это в Пятигорске вновь снимается кино. Прошлым летом жители города с любопытством наблюдали за актерами Игорем Петренко (Печорин) и Юрием Колокольниковым (Грушницкий) на съемках фильма «Герой нашего времени». В этот раз снимается фильм о самом поэте, чей загадочный и трагический образ навсегда вошел в историю русской литературы. Фильм о человеке, который так и остался тайной для современников и чьему гениальному творчеству суждено вечно волновать умы потомков. Сыграть роль Михаила Лермонтова выпала честь молодому московскому театральному актеру Юрию Чурсину, до этого снявшемуся в фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». И хотя история не дает однозначной трактовки внешнего облика великого поэта (слишком противоречивы и субъективны свидетельства его современников), Юрий Чурсин не подпадает ни под одно из существующих описаний. Он скорее похож на Гоголя. Чем же руководствовался режиссер при выборе актера? — Он близок главному герою своим внутренним попаданием, взглядом в себя, в небытие, в высь, — говорит режиссер фильма «Мишель Лермонтов» Нана Джорджадзе. — В нем самом есть некая тайна, закрытость, глубина. Действительно, перед молодым актером стоит невероятно сложная задача — сыграть человека, который стал идолом для нескольких поколений любителей поэзии. Показать мятущуюся лермонтовскую душу, его страстное желание доброты, совершенства, любви, его неудовлетворенность миром и самим собой, его пронзительное бесприютное одиночество. И одновременно ожесточенность, язвительность, колкость, которые, раня окружающих, под пером поэта превращаются в строки глубочайшего философского осмысления, приобретают тончайшие оттенки нежности, красоты и вдохновенного озарения. Здесь нужны особые психофизические свойства самого актера. — Когда я узнал, что меня утвердили на роль Лермонтова, я испытал невольный трепет, бросился перечитывать его произведения, попытался понять его личность, — признается Юрий Чурсин. — Это оказалось непросто, ведь Лермонтов в жизни был часто просто невыносим. И удивителен в своем глубоком понимании мира, мотивации человеческих поступков, исключительной зоркости к несовершенствам бытия… В перерывах между съемками Чурсин оживленно разговаривает с другими актерами, шутит, по-мальчишески пританцовывает, смеется над рассказанным анекдотом. В нем ничего демонического, ничего пафосного. Но вот звучит команда «Начали!», и Чурсин мгновенно превращается в человека, чья «преждевременная старость души» вступила в трагическое противоборство с молодой и жаждущей жизни телесной оболочкой. — Это был человек, который мог общаться с Богом и совершенно не умел общаться с людьми. Поэтому участь его была предрешена, смерть — неизбежна, — говорит о Лермонтове Нана Джорджадзе. — По-видимому, он и сам сознавал это и Мартынова избрал лишь исполнителем высшей воли. Выпускник Щукинского училища Юрий Чурсин несколько лет играл в Театре им. Е. Вахтангова, потом получил приглашение в театр Олега Табакова. Считается одним из наиболее перспективных и талантливых актеров Москвы. Безумно влюблен в свою профессию, в свое дело. Чем станут для него съемки фильма «Мишель Лермонтов» и роль, которую были бы счастливы сыграть многие маститые актеры? — Еще не знаю. Но после напряженного съемочного дня, после глубокого погружения в XIX век у меня остается ощущение, что в мире, по большому счету, мало что изменилось. Люди стали иначе одеваться, несколько иначе говорить, в других условиях жить. Но остались те же страсти, те же размышления, то же противостояние духа, мысли человека с жестокостью и несовершенством окружающей среды. Знает Юрий Чурсин только то, что и спустя многие годы он будет с теплотой вспоминать яркую зелень кавминводских гор, прохладу и чистоту воздуха во время ночных съемок, красоту местной природы и лошадей, мирно пасущихся в свете огромных прожекторов. И еще он уверен в том, что, услышав имя Михаила Лермонтова, его сердце обязательно встрепенется, откликнется, ибо теперь судьба самого актера сопричастна судьбе великого поэта. Подбирая артистов для фильма, режиссер сделала ставку на молодых, еще не растиражированных актеров. И хотя все они уже востребованы, играют в театрах или снимаются в сериалах, тем не менее за ними еще нет шлейфа прежних ролей, некоего стереотипа в зрительском восприятии. Одну из главных женских ролей, Катеньку Быховец — последнюю любовь Лермонтова, играет студентка ГИТИСа Анна Попова. Много лет она занималась танцами, получила профессию хореографа-постановщика, а в последние годы переключилась на актерскую игру, о которой мечтала с детства. Юная, грациозная, с большими выразительными глазами и мягкой улыбкой, актриса очень органична в образе барышни из позапрошлого века. И, глядя на ее стройную шею и трепетные ресницы, веришь, что она, действительно, могла очаровать поэта, что именно ей были посвящены его последние лирические строки. — Сниматься у Наны — это огромное удовольствие: такой режиссер! И все ребята вокруг замечательные, с ними легко и просто. Я играю молоденькую девушку, безумно влюбленную в Лермонтова. Умную, сильную, но достаточно хитрую, чтобы вскружить голову поэту. Надеюсь, фильм зрителям понравится. В скором времени на экранах должен появиться сериал «Здравствуйте, я ваш папа», в котором Аня сыграла главную женскую роль. Исполнитель роли Эрнеста де Баранта хорошо знаком молодежной аудитории по телесериалу «Студенты». Это Юрий Витковский, аспирант школы-студии МХАТ, актер Театра им. Моссовета. О своем герое Витковский говорит с симпатией, считая его жертвой заговора против Лермонтова, которого некая компания решила наказать за грубость и высокомерие. Поэтому и выстраивает образ привлекательного, неискушенного в интригах, но самолюбивого молодого человека. Съемки ему нравятся, о коллегах и режиссере Витковский говорит с восторгом. Более всего ему запомнилась сцена дуэли с Лермонтовым, отснятая ранее. — Это было так красиво! Холодное мартовское утро, снег. И мы с Чурсиным деремся на этом снегу на саблях. Пусть роль у меня небольшая, но очень яркая! С выбором актера на роль Мартынова затруднений особых не было, им стал недавний выпускник ГИТИСа, артист Театра им. Моссовета Станислав Бондаренко. Он уже успел сняться в нескольких телефильмах, сериале «Талисман любви». Смешливый, обаятельный, склонный к розыгрышам и шуткам артист все время находится в центре внимания, все время окружен поклонниками. Роль Мартынова ему нравится, Стас даже пытается его оправдать. Офицер, дворянин, красавец, волею судьбы оказавшийся на Кавказе. С Лермонтовым они были знакомы и раньше, считались друзьями. Не его вина, что желчный характер Лермонтова спровоцировал дуэль — Мартынов вынужден был защищать свою честь, свое имя. Станислав с огромным воодушевлением пересказывает одну из существующих версий, согласно которой Мартынов, прекрасный стрелок, должен был только ранить Лермонтова. Произошедшая трагедия — это лишь нелепая случайность, из-за которой он потом мучился всю жизнь. В картине с рабочим названием «Мишель Лермонтов» занято и много известных актеров. Это Александр Абдулов, сыгравший дедушку Лермонтова, Ирина Бразговка — бабушку поэта Елизавету Арсеньеву, отца играет Анатолий Лобоцкий, коменданта — Александр Феклистов, генерала — Андрей Смирнов. Роли пусть небольшие, но яркие, запоминающиеся, украсившие фильм мастерством их талантливых исполнителей. Во время работы над фильмом «Мишель Лермонтов» Нана с огромным интересом гуляла по пятигорским улочкам, любовалась их уникальной архитектурой, машукским камнем. Только сожалела о запущенности и неухоженности улиц, о пренебрежительном, часто варварском отношении к достопримечательным местам, которых здесь так много, об иных застройках, так не вписывающихся в неповторимый облик города. «Любите, любите больше свой город!» — обращается она к пятигорчанам. Она не судит и не оправдывает Мартынова, не идеализирует Лермонтова — в ее фильме он живой, яркий, подверженный страстям, совершающий ошибки. Нана эмоционально и правдиво рассказывает о последних месяцах жизни поэта. Рассказывает о человеке, чей гений стоит на недостижимой высоте, наполненной мистическим озарением и вдохновенным творчеством, и чья человеческая суть не избежала слабостей и падений. В лермонтовском творчестве отразились сомнения в правильности мироустройства, нравственная невозможность примириться с его язвами и пороками, неумение и нежелание найти свое место в нем. В творчестве Наны — огромная любовь и уважение к поэту. В фильме много молодых красивых лиц — с горящими глазами, ждущими любви, приключений, страстей. История Лермонтова, рассказанная Наной, будет динамичной, захватывающей, не лишенной юмора и смеха. Но трагический финал фильма написала сама жизнь, изменить его Нана Джорджадзе — этот замечательный импровизатор и жизнеутверждающий режиссер не посмела. А как хотелось, чтобы никогда не прозвучал тот роковой, нелепый, страшный выстрел… Елена Куджева Источник: Москва.com

Nulin: Продолжаем о Лермонтове. Еще немного о стихах (с некоторым повтором информации). Уж не знаю, интересно ли это кому-нибудь еще... Найдич. Этюды о Лермонтове. 1994 «Из пламя и света рожденное слово...» Знакомое каждому стихотворение Лермонтова «Есть речи — значенье...» не располагает к рациональному толкованию, не дает возможности однозначного определения его смысла. Поражает цельность и мелодичность стихотворения, заключенная в нем эмоциональная энергия, библейское величие. Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья. Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово; Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду. Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу. Каждая из пяти строф заключает законченное предложение. Переход от одной строфы к другой не нарушает мелодического единства: стихотворение написано как бы на одном дыхании. Вместе с тем каждое четверостишие неожиданно своим новым непредсказуемым смысловым поворотом. От строки к строке усиливается эмоциональный заряд, таинственная притягательность. Стихотворение написано редко встречающимся размером — двустопным амфибрахием со сплошными женскими рифмами. Это создает взволнованную приподнятость и одновременно выделяет почти каждое слово, потому что оно находится или под ударением в начале строки, или в конце строки под ударением и рифмой. Стихи 11—12 — «Из пламя и света рожденное слово» — находятся в центре двадцатистрочного стихотворения. Предшествующие строки подготовляют, помогают автору найти это исполненное значимости определение. Приведем рассказ редактора журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского: «...„А кстати вот тебе новое стихотворение“, — Лермонтов вынул листок и подал мне. Это было «Есть речи — значенье...». Я смотрю и говорю: «Да здесь и грамматики нет — ты ее не знаешь. Как же можно сказать «из пламя и света»? Из пламени!» Лермонтов схватил листок, отошел к окну, посмотрел. «Значит, не годится?» — сказал он и хотел разорвать листок. «Нет, постой, оно хоть и не грамматично, но я все-таки напечатаю». — «Как, с ошибкой?» — «Когда ничего придумать не можешь. Уж очень хорошее стихотворение». — «Ну черт с тобой, делай, как хочешь», — сказал Лермонтов». В воспоминаниях писателя и журналиста И. И. Панаева, находившегося в это время в кабинете Краевского, подтверждается этот рассказ и подробнее интерпретируется одна деталь: Лермонтов пытался исправить центральную строку: «...обмакнул перо и задумался. Так прошло минут пять. Мы молчали. Наконец Лермонтов бросил с досадой и сказал: „Нет, ничего нейдет в голову. Печатай так, как есть, сойдет с рук...“» (Воспоминания. С. 308). Действительно, с точки зрения нормативной грамматики Краевский был прав. Однако во многих русских говорах, в разговорной речи и, главное, в художественной практике ряда русских писателей XVIII — начала XIX века, как об этом писал известный исследователь русского литературного языка Л. И. Булаховский, слова «имя», «время» и подобные им склоняются по образцу «поле». Живые народные формы этих слов относительно свободно употребляли Кантемир, Радищев, Державин, Крылов, Лермонтов и даже позднее Л. Н. Толстой в «Войне и мире». Подобная грамматическая форма встречается в произведениях Лермонтова: «Погаснувших от время и страстей» (стихотворение «1831-го, июня 11 дня»), «Не выглянет до время седина» (поэма «Сашка»), «Ни даже имя своего» (стихотворение «А. О. Смирновой», вариант из альбома М. П. Полуденского). Это необходимо знать: лермонтовские строки о могуществе слова не противоречат по своей грамматической форме традиции русского литературного языка. Первоначальный вариант стихотворения «Есть речи — значенье...» имел интимный смысл: он относился к речи любимого, близкого человека (очевидно, к П. А. Бартеневой), сестры владелицы альбома (см. этюд «Она поет, и звуки тают...»). С основным текстом стихотворения (1840) совпадали лишь две первые строфы (кроме двух слов): Есть речи — значенье Порою ничтожно! — Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Тоскою желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья. ......... Надежды в них дышат, И жизнь в них играет, Их многие слышат, Один понимает. Лишь сердца родного Коснутся в день муки Волшебного слова Целебные звуки: Душа их с моленьем, Как ангела, встретит, И долгим биеньем Им сердце ответит. Третья строфа основной редакции направила стихотворение по другому руслу, придала ему более широкий смысл. Центральная поэтическая формула и последующие строки раздвинули рамки интимной лирики, создали совершенно другой масштаб стихотворения. В написанном почти одновременно «Журналисте, Писателе и Читателе» Лермонтов сказал о поэтическом творчестве: Восходит чудное светило В душе проснувшейся едва; На мысли, дышащие силой, Как жемчуг нижутся слова. В «Есть речи — значенье...» говорится о слове, «рожденном из пламя и света». Не только о его смысле, но и о звуке, эмоциональной окраске, силе воздействия. Это может быть слово любви, оно может быть пророческим. Но всегда — выражением внутреннего огня, пламени и света человеческой личности. Такое понимание не устраняет таинственности, невозможности односложного рационального толкования лермонтовской поэтической формулы. Секрет лермонтовского стихотворения в том, что оно как бы непроизвольно отвергает различные представления о слове, свойственные романтизму, проникает в изначальную полноту и действенность слова. Многие исследователи подошли к стихотворению Лермонтова как к типично романтическому, не оценив его новаторства. Действительно, для В. А. Жуковского (стихотворение «Невыразимое») поэзия была языком сердца; для романтиков более всего значила эмоциональная сторона языка, выражение внутреннего мира души. Отсюда боязнь, что слово не вместит всего этого богатства. Такое истолкование «Есть речи — значенье» дано в «Лермонтовской энциклопедии»: «Именно в звуках, а не в их значении, «пустом и ничтожном», кроется для Лермонтова истинная причина покоряющей силы слова. Противоречие между звуком и значением у Лермонтова — это противоречие между чувством и возможностью его выразить». Более подробное обоснование развернуто в специальной статье1. Лермонтовское стихотворение не расщепляет слово на звук и смысл, а представляет его во всей жизненной полноте. Мнимые противоречия, поставленные романтизмом, Лермонтов снимает не литературной полемикой, а проникновением в существо слова. Не разделяет он и представление, сформулированное Е. А. Баратынским: «Все мысль да мысль! Художник бедный слова» (1840). То есть утверждается тезис о том, что мысль убивает поэзию и саму жизнь. Стихотворение Лермонтова о целостности и могуществе слова отвергает трагические размышления об этой мнимой враждебности чувства и мысли. Лермонтов сам был поэтом мысли. Эту особенность поэзии Лермонтова, его личности отмечали современники поэта, таким он и вошел в историю литературы. Поэзия Лермонтова была не совместима с представлениями Жуковского и Баратынского, наиболее отчетливо выразивших тенденции романтизма. Начало лермонтовского стихотворения: Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно, — вовсе не свидетельствует о солидарности с романтизмом. Эти исходные строки получают развитие. Найденная Лермонтовым главная формула говорит не о темноте и ничтожности, а, напротив, о силе и значимости слова. Трудно согласиться с еще одной романтической трактовкой, настаивающей на том, что Лермонтов говорит о «надмирном» слове, соединяющем земное и запредельное2. Истоки такого взгляда заключены в давнем споре Лермонтова и В. Ф. Одоевского, который высшие истины видел в божественном откровении и стремился обратить поэта в свою веру. К теме звука и слова Лермонтов обращался в юношеском творчестве. Но если в раннем стихотворении «Ангел» «звуки небес» противопоставлены «скучным песням земли», то через десять лет «высокие и святые звуки» — уже не отражение запредельного, а проявление страстного, личного, человеческого. Справедливости ради заметим, что и в юношеском творчестве отношение к слову как «звуку небес» было далеко не постоянным, поэтому «Есть речи — значенье...» подготовлено противоречиями, сомнениями, размышлениями и эмоциями многих лет. Что касается земного, человеческого характера лермонтовского произведения, то оно подтверждается не только его контекстом, логикой развития образа, поэтическим заявлением о том, что «из пламя и света рожденное слово» выше молитвы («Не кончив молитвы, На звук тот отвечу»), но и текстом последней редакции, заменяющей центральную строку: Их кратким приветом, Едва он домчится, Как божиим светом Душа озарится. Приведенная строфа означает, что эти слова относятся к человеческой сфере и лишь сравниваются с «божиим светом». Это то самое «чудное светило», солнце внутри человека, о котором сказал Лермонтов в том же 1840 году в «Журналисте, Читателе и Писателе». Необходимо вернуться к тексту последней, отвергнутой поэтом редакции, о которой мы узнаем из посмертной публикации писателя В. А. Соллогуба в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (1846. Ч. 2) Волшебные звуки Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Тоскою желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья... Их кратким приветом, Едва он домчится, Как божиим светом Душа озарится. Средь шума мирского И где я ни буду, Я сердцем то слово Узнаю повсюду; Не кончив молитвы, На звук тот отвечу И брошусь из битвы Ему я навстречу, Надежды в них дышат, И жизнь в них играет, — Их многие слышат, Один понимает. Лишь сердца родного Коснутся в дни муки Волшебного слова Целебные звуки, Душа их с моленьем, Как ангела, встретит, И долгим биеньем Им сердце ответит. Автограф соллогубовской публикации не сохранился. Из текста, приведенного в сборнике, очевидно, что в распоряжении Соллогуба были две не напечатанные ранее редакции: первоначальная из альбома М. А. Бартеневой (вошедшая в издания сочинений как вариант) и последняя, отвергнутая Лермонтовым (переделка после замечания А. А. Краевского). В своей переделке Лермонтов стремился обойти строку «из пламя и света» и написал две новые строфы, оставив неизменной пятую, заключительную: Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу. По смыслу, по интонации это была и концовка последней, отвергнутой редакции. Вместо того чтобы напечатать отдельно неизвестные в то время первый и последний варианты, Соллогуб сначала привел первые две строфы, почти совпадающие во всех трех редакциях, затем напечатал две строфы, переделанные Лермонтовым, и заключительную, пятую строфу. Однако он на этом не остановился и, чтоб донести до читателя все неизвестные лермонтовские строки, опубликовал после явной концовки еще три строфы первоначальной редакции, не заметив, что они даже грамматически не согласуются с предшествующим текстом: после слов «на звук тот отвечу» неожиданно во множественном числе говорится: «Надежды в них дышат / И жизнь в них играет...»! Дело здесь, конечно, не в неудачной доработке Лермонтова, а в неловко выполненном, искусственном соединении (контаминации) В. А. Соллогуба. В «Волшебных звуках», опубликованных Соллогубом, сочетаются два конца: приведенный выше одинаковый в основной и последней редакции и из первоначального варианта: И долгим биеньем Им сердце ответит3. Такое «пристегивание» трех строф из этого варианта к законченному стихотворению необоснованно, потому что оно его возвращает из общего в первоначальный, интимный план. Тщательное рассмотрение вариантов необходимо, поскольку речь идет о творческой истории стихотворения, ставшего событием в русской литературе. От него идут нити к поэзии Тютчева и Блока, стремящихся проникнуть в неизведанные стороны человеческого сознания. Сноски 1 Фризман Л. Г. Стихотворение Лермонтова «Есть речи — значенье» // Науч. доклады высшей школы. Филолог. науки. 1971. № 4. С. 28—31. 2 Ломинадзе С. Не кончив молитвы // Вопросы литературы, 1970, № 1. С. 127—128. 3 Отмечено И. Л. Андрониковым. Собр. соч. Т. 3. М., 1981. С. 512. Источник: ФЭБ

Nulin: Заканчиваю информационный триптих... Журнал "Медведь", 13.06.2008 Агрессивный романтик: Юрий Чурсин — Юрий, у вас такой необычный прикид а-ля батька Махно. Где приобрели? — Хм… Нормально у нас так разговор начался — со шмоток. — Вы сами напросились, скромнее надо было на интервью одеваться. — Во время съемок фильма «Третий лишний» в Киеве на Андреевском спуске мной был обнаружен антикварный украинский кожух и незамедлительно куплен. Остальная одежда подбиралась из того, что было. Хочется избегать какой-то модности и привязанности к тем или иным фирмам-производителям. — Давайте поговорим о вашем детстве. Вы родились в семье военного, наверное, много кочевали, постоянно меняли школы? — (Глядя в сторону.) Я поражаюсь, глядя на наших людей: эта женщина только что украла доски с забора и прячет их под платформой, а когда мы снимали, она подошла к нам и говорит: «А что же вы с одного дубля снять не можете?» Мы ее спросили: «А каким образом?» — «Надо сказать: Господи, благослови!» Вот что у русского человека в голове? О чем это мы? Ах да, о детстве. Нет, никаких школ я не менял, их менял мой старший брат, ему тяжеловато пришлось, конечно. Осела наша семья, когда я учился в первом классе обычной школы города Химки. Свои школьные годы я не помню абсолютно: они начисто стерты с первого по девятый класс. — Может быть, вы из дома убегали? Или дрались во дворе? — Нет, я был пай-мальчиком, мне нравилось быть хорошим. — С чего вдруг у вас возникла любовь к театру? Вас водили туда классом или родители следили за новыми постановками? — Если подмосковная школа выбирается в театр, то там забота не о театре происходит, а о том, с кем девушка, которая тебе нравится, пошла за руку, откуда твои одноклассники достали бутылку пива и как пронесли ее в зал, опозоря тебя, твою школу и вселив ужас во всех присутствующих, как успокоить самых больших шутников и себя, чтобы не смеяться над их репликами. Так что помнить свои впечатления о тех спектаклях я не могу. Поэтому первым спектаклем, который на меня произвел впечатление, была «Пиковая дама» Петра Наумовича Фоменко в Театре Вахтангова. Он определил для меня то, чем является профессия актера. Но это уже было на первом курсе института. До этого для меня не было разницы — пойти с классом в театр или на шашлык. — Вы закончили Щукинское училище. Чего, по вашему мнению, не хватает в подготовке наших актеров? — У нас артист обслуживает режиссера. Так повелось давным-давно, на этом строится русская школа актерского мастерства. Жизнь поменялась, и скорость, на которой зритель сейчас воспринимает материал, совсем другая. Театр не находит пути к зрительскому сознанию. Зрители ходят в театр по старой памяти. Для них это как любовь к старым песням или эстетическим переживаниям. Репертуарный театр потерял общедоступность. А тот, который общедоступен, не отвечает, на мой взгляд, тонким потребностям зрительской души. — А что вы конкретно предлагаете изменить? — Ввести более подробную программу обучения по разбору материала. Например, посоветовал бы изучать последние достижения психологии, читать по этому предмету лекции артистам и режиссерам, чтобы это было основой обучения, какие-нибудь старые индийские труды про разные психологические состояния и о том, как работают программы подсознания, на чем они основаны. — Про гипноз, например? — По большому счету, актерская профессия — это и есть гипноз. Издревле на Руси были позорища, где собирались люди, чтобы посмотреть на шаманов и ведунов. Они видели другие миры, другие состояния, другие плотности и передавали все это через свои ощущения, свою энергетику, свои образы остальным. Это то, что на самом деле происходит в актерской профессии. Артист призывает что-то общее: душу или состояние, понятное всем, — и изменяет его. Души сейчас мало в театре и кино, чаще работает интеллект. — И что, вы можете манипулировать сознанием? — При хорошей погоде, конечно же, да. Состояние, когда общий камертон настраивается через твой голос или, наоборот, через отсутствие твоего голоса, что происходит чаще всего, — через паузу, когда все стирается и внимание сосредоточивается на каждом твоем движении, на каждом слове, — в этом есть момент возможности изменения сознания человека. — Эдак придет какой-нибудь злой гений… — Они уже пришли! Это сейчас такой общий бич художественный. Пьесу погрязнее, побольнее, чтобы пройтись по самому больному, достигнуть какого-то беспредела, чтобы зрителя шокировать, чтоб он открылся. Потому что художники считают, что зрители являются мертвыми давным-давно. Но это не так. Это все равно, что ребенка отстегать до крови и объяснить ему, что он это заслужил, потому что плохой. А то, что таким методом воспитания мы делаем ребенка еще хуже — об этом никто не думает. То же самое в театре происходит: есть три-четыре человека, занимающиеся профессией, остальные увлечены чернухой. Почему очень многие берутся за шокирующие вещи? Потому что, не умеючи ставить тонкие темы, им становится скучно от собственного бессилия, становится точно так же вульгарно. Лучше уж шок, чем сопли по забору. — А ваши роли в фильме «Изображая жертву», спектакле «Человек-подушка»… — Да-да, мы все участвуем в этом. Я не отрицаю. Репертуарный театр поддерживает такую политику. Я, например, в театр не хожу. Совсем. Я там работаю, но не являюсь театральным зрителем. — Разлагаете, значит, общество. — Да, конечно, я этим и занимаюсь. Я такой шпион-лазутчик, который пробирается в сознание людей, чтоб его взорвать, чтоб они в очередной раз заинтересовались горбуном, который так отвратительно себя ведет в «Человеке-подушке», чтобы выступить против этого. Такое у меня есть оправдание. — Герой фильма «Изображая жертву» говорит фразу, что русское кино… — …в жопе! А что, нет? Вы видели, что было на ТВ на Новый год? Кино в каком-то коллапсе. Показали подряд два фильма, один из них даже известного режиссера, так там девушки появляются в одном и том же жакете. На одежде видны петлички от микрофонов, раскадровки нет, света нет. К кино стали относиться как к потребительскому виду деятельности. Кинематографисты держат зрителя за дебила или какую-то мертвую тварь. Они говорят: «Домохозяйка тетя Маня после того, как сварит борщ, сядет и отдохнет перед телевизором». Да у тети Мани чувств гораздо больше, чем у этих режиссеров! Они должны ей сделать подарок, а вместо этого подсовывают какую-то дешевку. — О чем на месте драматурга или режиссера вы хотели бы высказаться? — Если бы у меня была возможность, я бы говорил, писал и творил про любовь. Конечно! Потому что важнее темы нет — темы человеческих отношений, настоящих и высоких, из-за которых, пожалуй, кому-нибудь стоило бы умереть. Я делал бы фильмы про смешных героев, которые заботятся о деньгах, — такие комические персонажи: глупые, жадные, завистливые, некрасивые. Я с необычайной охотой делал бы работы про гламур… — Не очень новая идея. Кончаловский уже снял «Глянец». — Нет, не как у Кончаловского, нет! Не про зло гламура, не про глянец, а про ту завораживающую, и наглую, и прекрасную, и легковесную лень, которая существовала в гламуре, про красоту ради самой красоты. Чтобы люди замирали от этой тонкой вибрации. Вот стоит человек, он просто дышит воздухом. Про какие-то такие вещи бессмысленные, но настраивающие все чувства на живой, гармоничный, активный лад. Не про низкие вещи. Как можно тоньше делал бы работы. — У вас уже есть какие-то заготовки? — Ужасно не хочется попадать в ситуацию людей, которые приходят и говорят: «Мне нужно синопсис дописать». Потому что они знают начало, но совершенно не знают конца. У меня лежат в столе несколько начал. — Сценариев? — Да, конечно, но это не имеет никакого смысла и значения до тех пор, пока работа не сделана до конца. Сейчас все живут немножко будущим, живут тем, что они сделали бы, а не тем, что они сейчас, в эту секунду, делают. Люди живут как бы начерно. Это в литературе русской всегда высмеивалось. Эти люди всегда были больными, а сейчас общество этим живет. Эпоха потребления чрезвычайно губит человеческую душу: в какой бы кредит мне залезть, чтоб купить домашний кинотеатр и повесить его на стену? Все направлено на то, чтобы человек думал, что последний «Лексус», «Ламборджини» — это круто, и совсем никто не объясняет, что это просто набор винтиков, очень дорогая игрушка, которая прекрасна сама по себе, но это не смысл жизни. — Скоро выходит фильм «Мишель Лермонтов», в котором вы играете главную роль. Можете объяснить, откуда взялся интерес режиссеров к жизни классиков: Бунина, Пушкина, Лермонтова, сейчас еще и про Гоголя снимают… — Наверное, это поиск личности. Все хотят видеть героя. Это борьба с серым состоянием, сведенным до животного инстинкта, — что в кормушку кинули, то и едят, и живут в ожидании: вот бы кинули кусок получше. У всех есть тяга к свободе, к личности, занимающейся высокими вещами. — Последние фильмы о русских писателях отличаются пикантными подробностями их личной жизни: Пушкин любил женщин, Есенин пил, у Бунина была любовница-лесбиянка. А чем ваш Лермонтов удивит зрителя? — Что касается режиссера Наны Джорджадзе, то ее ощущение эстетической красоты было важнее документального биографического материала. Поэтому, например, эпизод гибели поэта снимали на месте, выбранном по соображениям красоты, а не там, где его убили. Отношения Нана обострила еще больше. Если Лермонтову не нравилось, как выглядел Мартынов, то он его и доводил до состояния, пока Мартынов его не убил. До конца. Поэтому режиссер говорила: «Что это Мартынов так себя ведет? Разозли его, говори, что он — ничто!» В фильме молодые артисты играют рядом с такими фантастиче-скими актерами, как Андрей Смирнов, Александр Абдулов, — просто небожителями. Поэтому, наверное, что-то должно появиться. — У вас-то до интимных сцен Лермонтова дело дошло? — Нет, Нана снимала причесывающихся девушек в ночных рубашках. Мне кажется, это были самые эротичные сцены во всем кино. Интимнее и не найти. Конечно же, Михаил Юрьевич затаскивал девиц в кусты. Ну, это было, как… как будто девушек затаскивают в кусты… Они же убегают из кустов! Неудобно, люди ходят. Поэтому все было пристойно. — А вы смотрели старый фильм «Лермонтов», снятый более двадцати лет назад Николаем Бурляевым? — Нет. Видел в детстве телепостановку «Печорин» с Далем, в которой, естественно, проводилась параллель с судьбой поэта. — Он рассказывал, что согласовывал сценарий с литературоведами, биографами. А вы? — Мы всем говорили, что наш фильм против биографии и не это главное. Нана Джорджадзе так любит молодость, так любит бурлящую кровь, она сделала фильм про жизнь на краю до самого конца. — Над чем сейчас работаете? — Наступил период, когда все лишнее уходит, то, что не нужно — отсекается. Такой год. Жду настоящих, интересных ролей, а не тех, которые будут лишним компромиссом или каким-то личным пристрастием к тому или иному персонажу. Все должно произойти. Я в процессе, как говорит мой близкий друг Дмитрий Дюжев, накопления новых эмоций. Перед этим у меня было выпущено четыре театральных премьеры подряд и еще кино какое-то — работы было много. А сейчас, наоборот, состояние, когда можно набираться сил, успокаиваться, стирать, забывать то, что ты сделал, чтоб нигде не повториться, заниматься какими-то новыми вещами. — Недавно была передача об Александре Абдулове. Там были кадры, где он говорит, что если бы не уехал из Ферганы и не стал бы актером, то сидел бы в тюрьме. — А вы? — Дирижером. Я хотел бы заниматься музыкой, дирижировать оркестром. Серьезно! Или врачом — тоже хорошая профессия. Но это была бы совсем другая жизнь. — Вы лауреат конкурса чтецов, замечательно читаете наизусть стихотворения великих русских поэтов на концертах и литературных вечерах. А какое стихотворение прочли бы, чтобы произвести впечатление, к примеру, на девушку? — Наверное, что-нибудь из цикла стихотворений Томаса Стернза Элиота «Книга Старого Опоссума о практичных кошках» — «Old Possum’s Book of Practical Cats». Естественно, на языке оригинала. — Вы романтик? — Да, конечно. Я агрессивный романтик. Воинствующий! — Какую бы роль вы никогда в жизни не сыграли? У актера Юрия Чурсина есть табу? — Интересно… А что надо отвечать? Подонков? (Смеется.) Не-е-ет! Для меня нет табу. Светлана Иванова

тина: Скажу честно, не ожидала что фильм понравится. Я приятно удивлена. После нескольких неудачных попыток снять достойный фильм о жизни великих поэтов эта работа смотрится просто шедевром. Лермонтов в исполнении актера Чурсина очень убедителен, считаю что он прекрасно справился с этой сложной задачей. В общем, молодцы!



полная версия страницы