Форум » ПОГОВОРИМ? » Наша история » Ответить

Наша история

jiva: В лицах и событиях.

Ответов - 80, стр: 1 2 3 4 All

jiva: Nulin пишет: Какие же отважные люди кстати, мне этот случай напомнил эпизод с участием героя Сергея в фильме "Пилоты"

jiva: Капитан Владимир Николаевич Грусланов, орденоносец и кавалер всех Георгиевских крестов, в строю перед парадом в берлинском парке Тиргартен в честь торжественной передачи Знамени Победы военному коменданту Берлина генералу Н.Э. Берзарину для отправки его в Москву. Владимир Николаевич Грусланов (1894 – 1981). Родился в городе Буйнакске в Дагестане. Отец горец, мусульманин, мать кубанская казачка. В раннем детстве лишился отца и матери, воспитывался у тётки, потом в детском доме. В 1914 году с объявлением войны ушел добровольцем на фронт, служил в Кавказских казачьих войсках, в полковой разведке. За смелость в боях был награжден четырьмя Георгиевскими крестами, серебряным кинжалом с надписью «Лихому разведчику Георгиескому кавалеру младшему уряднику 3-го Сунженско-Владикавказского казачьего полка Владимиру Грусланову от сотника князя А. Алиева. Дербент, 25 декабря 1916 г.» и произведен в подпрапорщики. В 1917 году избран членом полкового комитета, вступил в партию большевиков, избран членом Военно-Революционного комитета 4-й армии. В 1918 году вступил добровольцем в Красную Армию, прошел Гражданскую войну командиром конной разведки. Награжден саблей в серебряной оправе с надписью: «За советскую власть. В память от бойцов и командиров. 1920 год». В 1941 г. вновь ушел добровольцем на фронт. Воевал под Ленинградом, на Невском пятачке. Был трижды ранен, освобождал Прибалтику и Польшу, дошел до Берлина. После войны работал в Ленинграде, в Музее Великой Октябрьской Социалистической революции (сейчас – Государственный музей политической истории России). Известный писатель, библиофил и бонист. Время съемки: 20.05.1945 Место съемки: Берлин, Германия

Ирина: jiva, спасибо.) Какая славная биография у этого человека! Вот они, настоящие герои.


jiva: Ирина пишет: Вот они, настоящие герои. так оно и есть

Nulin: jiva, спасибо. Достойная долгая жизнь! ps. Не встречала раньше слово такое "бонист". Уточнила для себя. Бонист — Бонистика (фр. bonistique) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества.

jiva: Nulin пишет: Бонистика (фр. bonistique) вспомогательная историческая дисциплина Да, у меня в универе была такая дисциплина.

jiva: Интересная судьба: Джозеф Роберт Байерли (Joseph Robert Beyrle, 1923—2004) Парашютист американской 101-й воздушно-десантной дивиизии. Во время высадки в Нормандии в июне 1944 года попал в плен, в течение последующих семи месяцев Байерли содержался в семи различных германских тюрьмах. Он дважды пытался бежать, но оба раза неудачно. Третий побег, в начале января 1945 года, из лагеря близ реки Одер увенчался успехом. Уходя на восток, через две недели скитаний Байерли наткнулся на советский танковый батальон 2-го Белорусского фронта. Отказавшись от предложенной эвакуации в тыл, Джозеф уговорил советское командование разрешить ему вступить в ряды 1-й гвардейской танковой бригады, в составе которой он воевал в течении месяца, пока не был ранен. Находясь в госпитале, Байерли встретился с маршалом Жуковым, который помог ему добраться в Москву, а затем вернуться в США. Джозеф Байерли считается единственным солдатом Второй мировой войны, который воевал против гитлеровцев и в американской, и в советской армиях. Его сын Джон Байерли с 2008 года — посол США в России. После войны сын Байерли, глядя на эту фотографию, спросил отца — о чём он думал в этот момент, на что отец ответил ему — успею ли я убить фотографа, до того как он меня снимет. взято тут

Ирина: jiva, спасибо, интересно. jiva пишет: После войны сын Байерли, глядя на эту фотографию, спросил отца — о чём он думал в этот момент, на что отец ответил ему — успею ли я убить фотографа, до того как он меня снимет. Да... взгляд очень колючий, ненавидящий даже.

jiva: 70 лет назад в Куйбышеве А. Толстой слушал репетиции 7-й симфонии Шостаковича 5 марта 1942 года в зале Дворца культуры имени Куйбышева состоялась мировая премьера 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая транслировалась радиостанциями Советского Союза на все страны. О 70-летнем юбилее одного из ярчайших событий в отечественной музыкальной истории. Спустя 70 лет об этом событии досконально известно всё: когда Шостакович приехал в Куйбышев, где жил с семьей и каким образом в кратчайшие сроки дописал свою Седьмую симфонию. Каждый факт существенен, ведь легендарная премьера великого произведения, состоявшаяся 5 марта 1942 года - это не только самарская, но и мировая история. Ия Немировская, профессор Поволжской социально-гуманитарной академии: - Не случайно когда 7 симфония была уже исполнена,7 марта в газете Таймс появилась заметка английского журналиста, который здесь тогда квартировал, о том, что эта ситуация мирового масштаба. Зримых свидетельств не много: сохранилась поистине раритетная премьерная программка. На ней карандашная запись Шостаковича: он не очень доволен излишне пафосным сопроводительным текстом. Здесь же статья Алексея Толстого с описанием репетиций: он слушал их с балкона фойе Дворца культуры имени Куйбышева. Сегодня, после реконструкции оперного театра фойе выглядит по-другому, но колонны те же. В 2004-м году на доме по улице Фрунзе,146, где композитор в кратчайшие сроки закончил симфонию, установили памятную табличку. Ия Немировская, профессор Поволжской социально-гуманитарной академии: - Для меня удивительно было. Его ж не взял воевать, ему отказали, он не смог попасть в действующую армию, и вот он все силы, свою энергию бросил на то, чтобы заниматься своим композиторским творчеством. взято отсюда

Ирина: jiva, спасибо за рассказ о создании 7-й симфонии. Я и не знала, что композитор закончил свое гениальное произведение в Самаре, бывшем Куйбышеве.

jiva: Сегодня день рождения лучезарного человека

Ирина: Какая улыбка... Спасибо, jiva .

jiva: Взгляд из окопного АДА Юрий Транквиллицкий "Ты не бейся, не плачь, как маленький, Ты не ранен, ты просто убит. Дай-ка лучше сниму с тебя валенки, Мне еще воевать предстоит..." Это четверостишье мы знали еще в 1944 году. Недавно его напечатали в "Огоньке". Автор неизвестен, возможно, он остался там, на поле боя. Прелести и ужасы - войны пришлось познать мне в 18 лет. Все годы после -великий подарок, доставшийся далеко не всем. Что "Круги Ада" Данте, в XX веке мы - люди - переплюнули все "прелести" Ада. "День Победы порохом пропах..." Почему Вы, генерал, Вы, полковник, так радостны в этот день? Счастливы, что остались живы? Что блиндажи под десятью накатами, сделанные вашими солдатами, спасли Вас? А где они - солдаты Ваши, где? Мы выиграли, мы победили. А цена? Она страшная, наши жертвы многократно превышают жертвы противника. Разве этим можно гордиться, о великие полководцы? Вот смотри, немецкие окопы, до них двести метров. Между нами вспаханная взрывами земля и приторная вонь, разлагаются трупы неубранных солдат. Ночью, когда стихала пальба, мы слышали немецкую речь, губную гармошку и смех. Их смех... это обескураживало. Я - окопный офицер, чин - гвардии младший лейтенант. Это значит вместе с солдатами. Это значит все начальники над тобой и именно ты осуществляешь все, что придумали в штабах. Их много:генеральный штаб, штаб фронта, армии, корпуса, дивизии, полка... Вот сколько начальников! А как работала связь? Это было самое уязвимое звено в той войне. Залп "Катюш" по уже занятому нами плацдарму в фашистской обороне, связь опять не сработала. Земля вздыбилась. Меня оглушило и засыпало... Откопали через несколько часов, чтобы похоронить, но оказалось, что я еще дышал. Моя мама сначала получила "похоронку" и меня оплакала, а уж потом узнала, что жив. Кое-кто учился на "тройки" в военных академиях и... нет сотен тысяч солдатских жизней. Ох, генералы, высота вашего военного интеллекта хорошо прощупывается количеством трупов после каждого боя. А мы наступаем. Солдатская цепь приближается к тому, что недавно было деревней - обгоревшие бревна и вертикали белорусских печей. Немцы "облили" пулеметным и минометным огоньком. Цепь легла. В грохоте боя я услышал странный звук: ш-ш-пок-к. Точно раздавили грецкий орех. На своей щеке я почувствовал жидкое, липкое. Вытираю лицо, на руке что-то сероватое с кровавыми прожилками. Смотрю на солдата - головы у него нет. Стираю со щеки мозги своего товарища. Именно с ним... из одного котелка... еще только утром... Бои в деревне. С крыши дома на меня свалился тяжеленный фашист. От неожиданного удара падаю лицом в землю. Немец сел верхом, цепкие пальцы пережимают мне горло. Удалось отжать одну руку врага и провести прием на разрыв связок локтевого сустава. И вот уже я над фрицем. Это я, а не он занял свое место в солдатской цепи. Спасибо создателю борьбы "Самбо" Анатолию Харлампиеву. Именно у него занимался я в предвоенные годы. Да, я не рассказал, что такое "разведка боем". Что значат эти два слова? Так просто: нужно определить где противник спрятал свои пулеметы, пушки, минометы? Для этого небольшое подразделение - взвод, роту, иной раз батальон поднимают в атаку. Они, эти смертники, стреляют, бросают гранаты кричат "Ура-а-а-а!" Жертвой малого подразделения засекают огневые точки противника. Мне "повезло". Я был в двух разведках боем. Мой взвод стреляя и вопя, ворвался в окопы врага. Немцы не ожидали такой наглости. И тут началось! Наша дальнобойная стала накрывать засеченные огневые точки противника. А мы-то были уже в немецких окопах и (ой, мама!) хорошо прочувствовали на своих спинах огневую мощь нашей артиллерии, наших "Катюш". Скрипи зубами, связь опять не сработала. От взвода осталось трое... Танковый десант. Ведь кто-то придумал такое! На каждый танк по 6-8 стрелков и вперед! Танк несется по ухабам - держись! Танк через лес, смотри, чтобы оттянутые или срезанные танком березы или осины не проткнули тебя насквозь. А тут затрещал немецкий пулемет и стали отскакивать от брони один за другим, разжимая руки, с предсмертными воплями, с прострелянными потрохами... Мы продирались через глубокоэшелонированную оборону противника на участке фронта Витебск-Орша. Девять оборонительных укрепленных линий надо было перегрызть, перемолоть, перерубить. Все это и было практическим осуществлением операции "Багратион". Вижу, упал командир соседнего взвода Василий (прости, друг, забыл твою фамилию). Подбегаю. Хрипит. - Вась, что?.. Я увидел через разорванную гимнастерку торчащие ребра и кровавое месиво, вскипающие пузырьки воздуха. Сквозь хрип я услышал: "Голубыми туманами... юность... прошла-а..." Это были последние слова че-ло-ве-ка! Самые последние в его девятнадцатилетней жизни. За болотом деревня. Приказано взять. Пока мы по пояс в жиже, месили цепляющиеся болотные растения и искали ногами отсутствующую твердь дна, немцы стали палить из пулеметов. Ложись в болото, ныряй в жижу? "В-пе-ре-о-о-д!" Падая, ныряя, захлебываясь - выдернулись из болота. Вот и деревня. Метрах в 20-ти вижу целящегося в меня немецкого унтера. Вскидываю "ППШа", нажимаю на спуск... заело... Хватаю пистолет - нет патронов. Почему немец не стреляет? Догадка: у него нет патронов. А кругом пальба, разрывы гранат. Немец бежит навстречу, с хода бьет сапогом в пах... ловлю его ногу, разворачиваюсь и зажав рукой ахиллесово сухожилие, резко (не на тренировке же) выполняю болевой прием. Фашист взвыл. Подбежал солдат и всадил в "моего" фрица автоматную очередь. Еще раз спасибо борьбе самбо. Всплеск взрыва перед глазами, обжигающая запредельная боль... Момент полуосознанный тогда, распался он на части и на годы... Это место я посетил через сорок лет. У самого шоссе стоит памятный знак: "Здесь соединились части советской армии и завершили окружение фашистской группировки в г.Витебске". Очнулся. Вокруг никого. Сильная боль в пояснице. Болит колено, грудь. Расстегнул гимнастерку - осколок пробил кожаный кошелечек и торчит в районе левого соска, кровь присохла и почернела. Попытался вырвать осколок - боль и свежая кровь. Черт с ним! Двигаюсь по отзвучавшему, отгремевшему полю боя - дьявольского сражения людей с людьми, врагов с врагами. Трупы, куски человеческих тел, покореженная военная техника. Ползу день, ночь, еще день... Забытье. Рука сильно воняет тухлой селедкой, пальцы правой руки стали черными, впечатление что под тряпками-бинтами ползают черви... Большая брезентовая палатка называется "медсанбат". Меня кладут на пропитанную кровью деревянную лежанку - операционный стол. Рядом на земле корыто-носилки, сюда сбрасывают все лишнее; ампутированные руки, ноги, куски тел человеческих. Надо мною появляются двое в клеенчатых, перепачканных кровью передниках. Операционный конвейер. Как сейчас слышу их диалог: Н-да, придется ампутировать по локтевой сустав... - говорит один. - Морока. Как бы не по плечевой?! - Давай зашьем? Хрен с ним, пусть в тылу ампутируют! - Ты валяй, поработай, я засыпаю... Разбуди через часок, сменю. И оставшийся хирург пришил большой кусок почти оторванной руки. Нижайшее спасибо полуспящему, жутко уставшему хирургу, - в его "корыто" моя рука не попала. Очнулся от команды: "Вывозить раненных в живот и ноги, а остальные сами. Сами..." И мы, человек двадцать побрели в указанном направлении. Сейчас это трудно представить: ковыляющая кучка калек, все в пропитанных кровью бинтах, в разорванной, прострелянной одежде, все это раскачивается, движется, точно -проклятие всему живому... А называли мы жизнь, почему-то, "железкой". Камнем застряло до конца дней: в луже лежит солдат, умоляет "Братцы, пристрелите! Пристрелите!" У него оторваны обе ноги, огрызки мяса и костей в грязной луже, глинистая вода с кровавыми разводами... "Чего мимо идете, сволочи. Му-ча-юсь я... При-стре-ли-те..." Зачем я пишу? Война слишком страшная и грязная штука, чтобы восхищаться ею. Безумие всей истории человечества, скотское начало, древние инстинкты, вылезшие наружу. Фильмы о войне, книги о войне, их уж слишком много. Читаю, смотрю и чаще всего не верю! Видно те, пишущие о войне, те создающие высокохудожественные фильмы, или не были в окопах передней линии или же надевают розовые очки ложно понятого патриотизма и, да простится мне, слепнут от эйфории побед. Сладко-коньячные слюни ветеранов, целующихся у колонн Большого театра. Показуха. Это выше моего понимания. Восхвалители героики войн подкладывают хорошую мину под все нравственные, гуманные начала. И результаты: на телеэкранах мы снова и снова видим трупы и сожженные города. Не учимся, не умнеем, господа. Но вот весь ужас Второй Мировой войны отделен от нас 50-ю годами. Читаем газету "Известия" от 17 февраля 199S года: "Чтобы захоронить всех погибших солдат минувшей войны потребуются десятилетия". Вот это да! На похороны защитников Родины нет денег... а есть ли желание? Позор нам, грешным. Увы, написать красивые победные слова о самой Страшной и Великой бойне,о том, как мы дружно и весело бросались на амбразуры, я не мо-гу. У меня, уж простите, другие воспоминания. Сегодня нужна правда и скромность в оценке Великой Отечественной войны. Нет эйфории. Тот с оторванными ногами в грязной луже - он перевешивает все победы на весах нравственности... Реквием!!! Юрий Николаевич Транквиллицкий (род. 1925, Москва, СССР) — советский кинооператор, фотожурналист. Академик и вице-президент Международной Гильдии профессиональных фотожурналистов. Доцент кафедры кинооператорского мастерства ВГИК. Преподаватель ВГИК Родился 27 сентября 1925 года в Москве. В 1938 году занимался самбо в спортклубе «Крылья Советов». В 1942 году работал слесарем-сборщиком на военном заводе. С 18 лет — на фронтах Великой Отечественной войны, гвардии младший лейтенант (войну окончил в звании лейтенанта). Участник операции «Багратион». В 1953 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), кинооператорский факультет. Работал ассистентом, затем кинооператором на съемках художественных фильмов киностудии «Мосфильм». Печатался в журнале «Советский Союз». 1953—1986 — кинооператор и специальный фото и литературный корреспондент журнала «Советский Союз». 1959—1960 — принимал участие в Атлантической Экваториальной научно-поисковой экспедиции. По итогам 222 дней, проведенных в Атлантике, были опубликованы отдельные фотографии и фотоочерки в изданиях России, Германии, Польши. Снят фильм «За тунцами к экватору». Участник нескольких полярных экспедиций — от Кольского полуострова до Чукотки. 1961 — в английском ежегодном издании «Лучшие фотографии мира» опубликован фотоснимок северных ездовых собак, сделанный на Чукотке. Автор книги — «Мой пестрый век». Фотографии 1940—2000-х. Имеет 25 правительственных наград, среди них: Отечественной войны 1 степени, медаль «За отвагу» «Гран-при» за серию подводных фотографий и диплом «За лучшую цветную фотографию» на Первом Всесоюзном фестивале подводной фотографии (1968). Лауреат национальной премии «Золотой глаз России». Заслуженный работник культуры России.

Анастасия Белова: Даже не знаю, куда определить найденную вещь. Думаю, можно сказать так, что это образы войны, вписанные в современные фотографии. Вспомним тех, кто отстоял нашу Родину. + Фоторепортаж - фотоработы этого же автора.

амадина: Я люблю личности в истории. Прочитала много интересного. Решила тоже поделиться. Меня безмерно увлекает один человек в истории. Григорий Александрович Потемкин. Это был необыкновенный человек намного опередивший свое время. Он не оставлял людей равнодушными. Его любили и ненавидели. Ненавидящих, к сожалению было в разы больше. Я буду приводить маленькие эпизоды из его жизни, анекдоты о нем. Если взять на себя труд перечислить все титулы, ордена и регалии легендарного сподвижника Екатерины Великой Григория Александровича Потемкина-Таврического (1739-1791), перечень получится поистине ошеломляющий: “Светлейший князь, российский генерал-фельдмаршал, командующий всею конницей, регулярною и нерегулярною, флотами Черноморским и многими другими сухопутными и морскими силами; Государственной Военной коллегии президент, Ея императорского величества генерал-адъютант; Екатеринославской и Таврической губерний генерал-губернатор; Кавалергардского корпуса и Екатеринославского полка шеф, лейб-гвардии Преображенского полка подполковник; действительный камергер; войск генерал-инспектор; Мастеровой и Оружейной палат верховный начальник; разных иноверцев, в России обитающих, по Комиссии новосочиненного уложения опекун; Российского Святого Апостола Андрея, святого Александра Невского, военного великомученика Георгия и святого Равноапостольного князя Владимира больших крестов, Прусского Черного орла, Датского Слона, Шведского Серафима, Польских Белого орла и Святого Станислава кавалер”. Светлейший был натурой сложной, противоречивой, порой даже взбалмошной, а потому тем более интересной. Вот что говорит о нем историк: “От него исходила то угроза, то приветливость: он мог быть то “страшен”, то невероятно высокомерен, то остроумен и шутлив, то добросердечен и бодр, то мрачен и угрюм”. Людей, близко общавшихся с князем, обескураживало его неожиданно и разительно меняющееся настроение. “Сколь странна была сия перемена его страстей, - свидетельствует очевидец, - столько же быстро действовала переменчивость его душевного состояния: несколько раз в день можно было его видеть в полном веселии и удовольствии и столько же раз в совершенном унынии. Нередко случалось, что во время увеселений князь ясностию духа и радованием превосходил всех участвующих; но прежде нежели кто мог вообразить, соделывался он столько унывен, как бы произошли в нем все несчастия на свете...Радость и огорчение с равномерною быстротою в нем действовать могли”. Когда верх брали хандра, горечь и печаль, к князю было не подступиться и не подладиться, и всем оставалось только терпеливо ждать, когда гнев сменится на милость и на устах снова заиграет светлейшая потемкинская улыбка. Находчивость собеседника вызывала у Потемкина улыбку восхищения. Однажды Суворов прислал к князю с донесением ротмистра Линева, человека умного, но весьма невзрачной и отталкивающей наружности. Принимая депешу, Потемкин c отвращением взглянул на ротмистра и произнес сквозь зубы: “Хорошо! Приди ко мне завтра”. Когда на следующий день Линев снова явился к светлейшему, тот снова скорчил гримасу и процедил: “Все готово, но ты приди завтра”. Такое обращение фельдмаршала оскорбило самолюбивого ротмистра, и он отвечал ему резко: “Я вижу, что Вашей светлости не нравится моя физиономия; мне это очень прискорбно, но рассудите сами, что легче: Вам ли привыкнуть к ней или мне изменить ее?”. Ответ этот привел Потемкина в восторг, он расхохотался, вскочил, обнял Линева, расцеловал его и тут же произвел в следующий чин.

Анастасия Белова: амадина, спасибо за интересное освещение истории! Прочитала Ваше сообщение с огромным удовольствием, ведь о Потемкине знала больше по Пикулю. А там, как утверждают многие - 50 на 50 верить можно. А в детстве читала рассказы Сергея Алексеева о Разине, Кутузове, Суворове, декабристах и других русских героях. Помню, что в памяти даже на детском уровне отпечатался Суворов, его героизм, стойкость и мужество.

амадина: Анастасия Белова Суворов, на самом деле, довольно ээм... специфический персонаж. Полусумасшедший, как все гении. Мог разгуливать среди своих солдат абсолютно! голым, садится к их костру, поговорить, попробовать их кашу. У него характер был, кроме всего, очень склочный. Я ему не могу простить ссору с Потемкиным накануне его (Потемкина)смерти и союз с Зубовым против Потемкина. Потемкин Суворова всегда защищал перед императрицей, Суворов своей карьерой обязан Потемкину. Вообще, Светлейший как раз и отличался тем, что частенько заступался за врагов. Он был очень справедлив и мог ценить человека вне зависимости от личных симпатий/антипатий Хотя, я не отрицаю и его мужества и военного гения. Но, не люблю его. Ничего не могу с собой поделать.

Ирина: амадина, спасибо за интересный рассказ о Потемкине и Суворове.

Анастасия Белова: амадина пишет: Суворов, на самом деле, довольно ээм... специфический персонаж. Полусумасшедший, как все гении. Согласна. Зато - гений и настоящий герой Русской земли. И человек, обладающий огромной силой воли. Ведь с детства он рос довольно слабым, но все же стал тем, кем он стал. А еще это учитель замечательного русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

Никандр.: В нашей истории много интересного. Это тебе не французишки, какие. Это - Россссссия! Вот еще одна: В 1858г. Нашими судами, переведенными из Черного моря, была захвачена флотилия американских маломерных, купеческих судов. Грабили они ДВ, до этого безнаказанно. Золото отобрали, за пушнину заставили заплатить налог и за ценные породы деревьев тоже. Поняла Америка, что больше грабить не сможет и к Японцам! (тогдашней колонии Англии) Заключили с ними военный союз. (тайный) По которому японские юноши отправлялись учиться в военные академии США, Англии и Германии. Сами Американцы в это время строили корабли для Японского флота, покупали нашего посла в Японии и каких-то какашек в ворующем окружении царя... Закончилось это все разгромом Российского флота и поражением в войне. Так-то... А, некоторые говорят, что заговора против России и нет, восе.



полная версия страницы